Новые поступления

https://www.traditionrolex.com/46

2022 год  

Декабрь


Литвинова, Ольга Геннадьевна

Архитектурно-градостроительное наследие советской эпохи в Монголии ( XX в.) : сборник научных статей к 100-летию образования СССР / О. Г. Литвинова, В. Г. Залесов, Т. Н. Манонина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный архитектурно-строительный университет". - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2022. - 301, [1] с. : ил., портр. - (Советская эпоха: история и наследие: к 100-летию образования СССР).

ISBN  978-5-6048769-8-5

Монгольская Народная Республика на протяжении 50 лет была надежным союзником для СССР. Эффектив­ное экономическое и политическое сотрудничество в первой половине XX в. активизировало процесс индустриали­зации страны, что привело к крупномасштабному развитию строительного комплекса. Участие в этих процессах со­ветских инженеров, градостроителей и архитекторов осталось малоизученной темой в отечественной теории и исто­рии архитектуры. Непростой климат и сейсмическая активность территории Монголии позволили отечественным практикам накопить уникальный опыт в области проектирования городов, промышленных, инженерных, обществен­ных и жилых сооружений. Масштабы участия СССР в создании индустриальной экономики Монгольской Народной Республики еще предстоит оценить по достоинству. В настоящем сборнике научных статей раскрыта тема архитектурно-градостроительной деятельности совет­ских специалистов. Отражена степень влияния СССР на преобразование градостроительной отрасли Монголии. Наращивание материально-технического потенциала в области градостроительной деятельности тематически пред­ставлено в статьях о советско-монгольском периоде сотрудничества в 1920-1960 гг. Вопросы градостроительного развития, создания новой для Монголии структуры расселения отражены в публикациях об индустриальном этапе взаимодействия двух соседствующих стран.

Свиридов, Георгий Васильевич

Музыка как судьба / Георгий Свиридов ; составитель, автор предисловия и комментариев Александр Сергеевич Белоненко ; научное редактирование Сергей Иванович Субботин ; художественное оформление Константин Георгиевич Фадин. - 3-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 2022. - 794, [2] с., [16] л. : ил., портр., факс. - (Библиотека мемуаров "Близкое прошлое";

вып. 31). - 16+

ISBN  978-5-235-04424-1

 

Первое издание книги своеобразных литературных произведений великого русского композитора ХХ века Георгия Васильевича Свиридова вызвало огромный интерес не только у музыкальной общественности, но и у широкой читательской аудитории. Время показало, что книга "Музыка как судьба" по-прежнему волнует наших соотечественников. К тому же выросло новое поколение творческой молодежи, которые любят и исполняют разнообразные произведения Свиридова, но не знакомы с его "летучими" записями, открывающими тайны его души и ума, ибо книга сразу же по выходу стала библиографической редкостью. Второе издание дневников включает новые, до времени не публиковавшиеся тексты и предлагает глубокие и своевременные комментарии, которые подготовили музыковед, президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Сергей Субботин. Составитель А.С. и В.С. Белоненко. 3-е издание.

Калгин, Виталий

Виктор Робертович Цой : песни, рукописи, рисунки : памятный альбом / Виталий Калгин . - Москва : АСТ, 2022. - 256 с. : ил., портр. - (Звезды века). - 16+

ISBN  978-5-17-106366-5

Музыка легендарного рок-музыканта Виктора Цоя продолжает оставаться невероятно популярной спустя более четверти века после его смерти. Это музыка поколений – так считают многие. Его песни звучат на радио, музыканты записывают кавер-версии группы «КИНО», режиссеры используют музыку Цоя в художественных фильмах, о Викторе Цое снимают фильмы… И по-прежнему характерные граффити с символикой группы украшают стены домов и парадных – «ЦОЙ ЖИВ!». Впервые в альбоме опубликованы неизвестные черновики, рукописи и рисунки лидера группы «КИНО». Издание дополнено редкими фотографиями и документами из архивов Александра Цоя, семьи Цой и Наталии Разлоговой.

Июнь-Август

Агратина, Елена Евгеньевна

Фрагонар. Грани рококо / Елена Агратина .-Москва: БуксМАрт, 2022.- 335, [1] с. : цв. ил., фот. цв.; 22 см

ISBN 978-5-907043-82-4

В книге впервые на русском языке полностью реконструируется жизненный и творческий путь Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806) – мастера, который рано или поздно должен был дождаться внимания отечественного исследователя. В тексте излагается биография художника, начиная с истории его семьи. При этом главным героем исследования остается, разумеется, творчество. Автор подробно анализирует около двух сотен произведений, раскрывая особенности художественной манеры Фрагонара и представляя читателю его неподражаемый "режиссерский" талант в интерпретации даже самых простых сюжетов.

Адаскина, Наталия Львовна

Общество художников "Четыре искусства" : монография / Наталия Адаскина. – Москва : БуксМАрт, 2022. - 366, [1] с. : ил., цв. ил.; 27 см. - (4 искусства).

ISBN  978-5-907267-88-6

Возникновение общества художников «Четыре искусства» представлено в монографии на фоне изменений в художественной жизни России послеоктябрьской эпохи. Его создание и четыре выставки 1920-х годов в Москве и Ленинграде стали явлением в культурной жизни молодой страны. Общество объединило как видных живописцев Павла Кузнецова, Кузьму Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, графиков Владимира Фаворского, Алексея Кравченко, скульпторов Александра Матвеева, Веру Мухину и других известных мастеров, так и тех, чьи имена сегодня забыты. В Приложении собраны основные документы общества и Каталоги выставок с указанием (по возможности) современного местонахождения экспонатов. Книга  адресована искусствоведам и широкому кругу любителей искусства.

Аппаева, Жаухар Мустафаевна

Запечатленное время / Жаухар Аппаева .-Нальчик: Принт Центр, 2021.- 376 с., [14] л. : цв. ил., цв. портр.

ISBN  978-5-907150-92-8

Предлагаемая читателям книга посвящена проблемам развития искусства и культуры Кабардино-Балкарии, которые носят сложный, неоднозначный характер, об­условленный политическими, экономическими, соци­альными факторами. Духовную атмосферу времени автор стремится отразить объективно, в строгом соот­ветствии с реалиями действительности. Разделы книги отличаются жанровым разнообразием и включают статьи, написанные в разные годы и опу­бликованные в периодических изданиях или научных сборниках. События и явления культуры, отраженные в них, рассматриваются на широком историческом и культурном фоне и обогащены личными наблюдениями автора, что позволяет более глубоко понять их смысл и значимость. В разделах «Избранные статьи об авторе книги» и «Научная деятельность» уделено внимание научной и просветительской деятельности самого автора. Книга дополнена иллюстрациями и Указателем имен.

Аппаева, Жаухар Мустафаевна

Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии : в 2 частях / Жаухар Аппаева .-Нальчик: Тетраграф, [Б. г.].

Часть 2.- 2020.- 320 с., [32] л. : цв. ил.

ISBN  978-5-00066-187-1




Белов, Алексей Викторович

Становление национального театра в "столичном городе Москве" (вторая половина XVII - первая четверть XIX века) / А. В. Белов ; Институт российской истории Российской академии наук. – Москва ; Берлин : DirectMedia, 2022. - 477, [3] с., [28] вкл. л. : цв. ил., портр., ил., табл.

ISBN  978-5-4499-2534-3

Конец XVII — первая четверть XIX в. — время зарождения и становления в Москве общедоступного национального театра. Этот отрезок заключает в себе период от первых попыток русских царей орга­низовать в городе сценическое действо на европейских основах до открытия «Большого Петровского» (ныне - Большого) театра, ставшего символом и вехой не только московской, но и общероссийской, а позже н явлением общемировой театральной культуры. Несмотря на значение данного отрезка для становления театральной культуры в истории как Москвы, так и всей страны, он не был рассмотрен как единый процесс, находившийся в прямой зависимости от целого ряда факторов и обстоятельств, порожденных как его собственными особенностями, так и ха­рактером исторического времени и места. Наряду с становлением театра в книге изучаются проблемы функционирования в городе крепостных сценических коллективов, являвшихся единым целым с культурной средой города тех лет и внесших зна­чительный вклад в общий процесс театрального строительства как Первопрестольной, так и всей страны. Уделяется внимание проблеме управления театром, деятельности театральной администрации (как в мир­ные, так и в военные годы), ее вклад в сохранение и развитие театральной жизни в Москве, особенностям подготовки и проведения постановок, языку сцены, взаимодействию театра и зрителя. В приложении приводятся документы, знакомство с которыми предоставляет возможность увидеть внутреннюю жизнь московского театра рассматриваемого периода; почувствовать  царящую в нем атмос­феру; помогает составить представление о процессе функционирования театрального механизма; напол­няет живым содержанием имена творцов и участников театрального действа давно ушедшего времени.

Портретное искусство второй половины XVII - начала  XX века в собраниях музеев Вологды : каталог / М. Е. Даен, Т. В. Максимова, Л. В. Кербут, Е. А. Коновалова ; под редакцией М. Е. Даен ; научный руководитель и составитель каталога М. Е. Даен, Вологодский государственный музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея. – Вологда : Древности Севера, 2022. - 575, [1] с. : цв. ил., портр.

ISBN  978-5-93061-186-1

Настоящий каталог является научным изданием, охватывающим большой круг памятников, возвращённых в на­учный оборот благодаря современной реставрационной практике. В него входят произведения портретного искус­ства второй половины XVII - начала XX столетия из двух музейных собраний, относящихся к числу крупнейших на Северо-Западе России: Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-запо­ведника и Вологодской областной картинной галереи. В каталог включены произведения станковой живописи, графи­ческие портреты (рисунок, акварель, гуашь) и миниатюра.В ходе многолетней научно-исследовательской работы были открыты ранее неизвестные имена авторов портре­тов, идентифицирован ряд изображённых на портретах лиц, установлены многие исторические факты, связанные с прошлым Вологды. Одним из важнейших результатов проведённой работы стало то, что в ходе глубокого комплекс­ного исследования памятников были выявлены произведения-фальсификаты, частично или полностью являющиеся подделками или имитациями позднего времени, а также подлинные произведения, ранее считавшиеся копиями. Книга будет интересна исследователям-искусствоведам, культурологам, историкам, музейным сотрудникам и всем, кто интересуется историей живописи и генеалогическими корнями русского провинциального портрета.

Русская духовная музыка в документах и материалах / Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания ; сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева [и др.]. – Москва : ЯСК, 1998 - (Язык. Семиотика. Культура ).

Том 8 : А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века . Книга 2 . Хоровые съезды, общества, курсы : [материалы съездов, уставы обществ, программы курсов, периодика] / научный консультант, литературный редактор А. В. Наумов. - 2022. - 1132, [3] с., [16] вкл. л. : ил., портр., факс.

ISBN  978-5-9500885-4-4

В книге представлены источники по истории хорового движения в Российской империи, основной массив которых относится к периоду от начала 1880-х по 1917 год. Публикация текстов предваряется вступительными статьями и сопровождается науч­ными комментариями. Издание снабжено биографическим справочником, аннотирован­ным списком хоров Москвы и Петербурга, хронологическими таблицами и др. В центре книги — материалы шести всероссийских хоровых съездов, проходивших в Москве и Петербурге в 1908-1917 годах, статьи и документы, посвященные хоровым обществам и курсам. Источники отражают процесс профессионализации хорового дела и выхода хорового искусства на новый качественный уровень; показывают пути формирования новой музыкальной среды, объединявшей церковных и светских музыкантов. Издание предназначено для широкого круга любителей музыки, профессиональных музыкантов, педагогов, духовенства и всех, кому интересно и дорого русское музыкальное прошлое.

Седов, Вл. В.

Архитектура Ливонии / Вл. В. Седов ; ответственный редактор Н. А. Макаров ; Институт археологии Российской академии наук. – Москва ; Вологда : Древности Севера, 2022. - 416 с. : цв. ил., ил.

 ISBN  978-5-93061-190-8

Книга посвящена архитектуре Ливонии, средневекового конгломерата государств, существовавшего на границе Руси и Литвы с XIII по середину XVI века. На территории этих государств сейчас расположены Латвия и Эстония. История архитектуры Ливонии дана во всей полноте, отдельно рассмотрены региональные архитектурные школы, описаны памятники, которые можно связать с внешним влиянием. Большое внимание уделено архитектуре оборонительных сооружений. История архитектуры рассмотрена в контексте исторических событий, а также связей с русскими землями, Новгородской и Псковской землями, кроме того, дана оценка культурной истории Ливонии и ее изобразительного искусства. Книга предназначена для археологов, историков, искусствоведов, а также для всех, кто интересуется вопросами истории культуры.

Соколова, Мария Васильевна

Викторианский загородный дом : структура, семантика, стиль / Мария Соколова. – Москва : БуксМАрт, 2021. - 319, [1] с. : ил., фот. цв.; 26 см.

 ISBN  978-5-907043-89-3

Загородная жилая архитектура Викторианской эпохи (с 1837 по 1901 год) как зеркало отражает своеобразные процессы, происходящие в английском обществе. Целью монографии было по­казать на достаточно обширном материале, как видоизменяются на протяжении этого длитель­ного периода различные аспекты усадебного строительства: планировочная структура дома и функции отдельных его помещений, выбор архитектурного стиля, роль заказчика и его вза­имоотношения с архитектором. Издание адресовано специалистам в области искусства, архитектуры, истории и дизайна, а также широкой читательской аудитории.

Степанова, Светлана Степановна

Романтичный классицист Петр Васильевич Басин. Письма из Италии. 1819-1830 / Светлана Степанова .-Москва: БуксМАрт, 2022.- 318, [2] с. : цв. ил.; 21 см

ISBN  978-5-907267-90-9

Пенсионер Академии художеств, исторический живописец П.В.Басин (1793-1877). На это десятилетие приходится один из самых интересных периодов жизни русской художественной колонии в Риме. Однако в имеющейся научной литературе о художнике этот этап его творчества освещен недостаточно. Сохранившиеся архивные источники позволят детально осветить обстоятельства жизни художника в Италии, а изучение материалов, связанных с художественной жизнью Рима обозначенного десятилетия, - воссоздать культурно-исторический контекст, в котором формировалась творческая личность молодого художника, ставшего впоследствии профессором Императорской Академии художеств. 

Апрель

Безуглая, Галина Александровна

Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа : учебное пособие / Г. А.  Безуглая .-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022.- 268 с. : ил., табл., нот., цв. портр.- (Учебники для вузов. Специальная литература ).

ISBN  978-5-8114-1864-0; ISBN  978-5-91938-189-1

Учебное пособие Безуглой Г. А., канд. искусствоведения, зав. кафедрой концертмейстерского мастерства и музыкального образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Хореографическое искусство» (бакалавр, магистр). Пособие содержит лекционный материал дисциплин «Анализ танцевальной и балетной музыки», «Музыкальное сопровождение урока танца», а также теоретико-аналитическую составляющую практических занятий. Целью учебных дисциплин является ознакомление с основами анализа музыкальных произведений танцевальных жанров, углубление и систематизация музыкально-теоретических познаний будущих педагогов-хореографов, приобретение навыков практической работы с музыкой. Учебное пособие также представляет профессиональный интерес для широкого круга лиц, интересующихся вопросами синтеза искусств, музыкально-хореографического взаимодействия.

Великовский, Александр Юрьевич

"Гольдберг-вариации" И. С. Баха : учебное пособие для СПО / А. Ю. Великовский .-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021.- 414 с. : ил., факс., ноты, портр.- (Среднее профессиональное образование). - 12+

ISBN 978-5-8114-6212-4 (Лань); ISBN 978-5-4495-1012-9 (Планета музыки); ISBN 979-0-66005-744-5 (Планета музыки)

Монография А. Ю. Великовского, посвященная одной из вершин клавирного творчества И. С. Баха - «Гольдберг-вариациям» BWV 988, является первым в отечественной литературе и наиболее полным в мировой бахиане комплексным исследованием грандиозного опуса. На основе множества источников подробно изучены его поэтика, обстоятельства создания и публикации, особенности стиля и композиции, история восприятия и интерпретаций, а также подведены итоги научных дискуссий по ряду спорных вопросов. Стремясь проникнуть в тайны и глубинные слои, скрытые в этой музыке, автор предлагает новаторскую трактовку прославленного сочинения, согласно которой конечная цель создания Бахом столь величественного вариационного цикла состоит в постижении логики и законов мироустройства. Отдельное внимание уделяется вопросам исполнения этого произведения.

Гельфельд, Владимир Олегович

Советская музыка : учебное пособие / В. О. Гельфельд .-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки; Москва; Краснодар, 2021.- 260 с. - 12+

 ISBN  978-5-8114-7927-6; ISBN  978-5-4495-1438-7

По мнению автора, в советский период русская музыка вступила в пору своего наивысшего расцвета. Именно в этот период, который либералы называют «тоталитарным» и не пригодным для проявления в полном объёме творческой индивидуальности, творческой мысли и инициативы, было создано максимальное количество шедевров за всю историю существования русской музыки. Несмотря на это, творчество многих из гениев советской композиторской школы мало знакомо сегодня широкой музыкальной общественности.
Книга адресована студентам музыкальных учебных заведений и всем интересующимся историей русской музыки.

Герцман, Евгений Владимирович

Византийская псалтика : "Псалтика" - византийская наука о музыке : музыка в первом европейском словаре / Е. В. Герцман ; редактор Е. П. Щеглова. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2021. -  376 с. : ил.

ISBN  978-5-7164-1068-8 

Две книги, объединенные в данном издании, призваны хотя бы частично осветить отдельные аспекты двух сменяющих друг друга исторических периодов музыки. Один из них представлен в форме византийской науки о музыке, называвшейся «псалтикой», а другой - это сложившиеся общие представления, сформировавшиеся в начале Средневековья об уже завершившейся античной музыкальной культуре. Однако при знакомстве с историческими источниками, представленными и анализируемыми в данном издании, нужно учитывать, что свидетельства о византийской «псалтике» созданы специалистами в этой области, а зафиксированные сведения об античной музыке представляют собой лишь самые общие из бытовавших представлений тех, кто по своей профессии был далек от музыкального искусства. Вместе с тем существует надежда, что, несмотря на эту разницу, данное издание расширит существующие воззрения об античной и византийской музыкальных культурах.

Герцман, Евгений Владимирович

Цикл лекций по истории и теории античной музыки / Е. В. Герцман. – Санкт-Петербург : Квадривиум, 2021. - 411, [5] с. : ил., табл. - (Hellenica). -  (Legenda Legantur).

ISBN  978-5-7164-1138-8

Стимулом для создания данного цикла лекций послужили многочисленные «белые пятна» и прорехи» в отечественной музыкальной педагогике. Как известно, с давних пор знакомство с историей музыки в наших учебных заведениях начинается с эпохи, названной «Барокко», то есть с ХVII-ХVIII вв. В результате получается, что все древние и средневековые музыкальные цивилизации, как восточные, так и европейские, остаются незнакомыми будущим профессиональным музыкантам. А это способствует тому, что для них остаются скрытыми предыстории многих категорий музыкального мышления, таких как «лад», «тональность» «ритмика», особенности «музыкальных форм» и многое другое. Все это приводит к появлению ошибочных музыкально-исторических воззрений в отечественном музыкознании.

Димитрин, Юрий Георгиевич

Сказки Гофмана и другие пьесы для музыкального театра : полные тексты пьес (либретто) для музыкального театра / Юрий Димитрин .-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021.-- 287, [2] с. : ил., портр.; 21 см.- (Учебники для вузов. Специальная литература). - 12+

ISBN 978-5-8114-2937-0 Лань; ISBN  978-5-91938-507-3

Книга предлагает читателю полные тексты пьес (либретто) для музыкального театра драматурга Юрия Димитрина. Среди них либретто опер, побывавших на сцене, и еще ни разу не поставленных. Есть и либретто иноязычных классических опер в русских версиях драматурга.  Книга предназначается для деятелей жанра музыкального театра, для студенчества вузов искусств и консерваторий, для широкого круга почитателей всех жанров музыкальной сцены.

Лебедев, Александр Евгеньевич

Игра и музыкально-исполнительская интерпретация : монография / А. Е. Лебедев .-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021.- 197, [2] с. : ноты -12+

ISBN 978-5-8114-7246-8 (Лань); ISBN 978-5-4495-1231-4 (Планета музыки); ISBN 979-0-66005-761-2 (Планета музыки)

Монография посвящена изучению феномена музыкального творчества – исполнительской интерпретации. В работе рассматривается исполнительская интерпретация в контексте музыкальной игровой логики, которая особенно ярко проявляется в жанре инструментального концерта. Анализируется структура исполнительской интерпретации, механизм ее функционирования с точки зрения музыкального мышления и деятельности. В качестве материала исследования выбраны концерты для баяна с оркестром Н. Чайкина, А. Репникова, И. Шамо, А. Кусякова, Е. Подгайца. Написанные во второй половине XX века, эти сочинения являются наименее изученными и представляют собой уникальную разновидность отечественного инструментального концерта. Для студентов, аспирантов исполнительских факультетов художественных вузов, музыкантов-исследователей.

Лебедев, Александр Евгеньевич

Теория музыкально-исполнительского искусства : учебно-методическое пособие / А. Е. Лебедев .- 2-е изд., стер.-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022.- 319, [1] с. - 12+

ISBN 978-5-8114-9262-6 (Лань); ISBN  978-5-4495-1690-9 (Планета музыки)

Учебно-методическое пособие посвящено фундаментальным вопросам музыкально-исполнительского искусства. В работе рассматриваются проблемы коммуникации исполнителя и слушателя, основы дирижерского, ансамблевого искусства, деятельность музыканта-концертмейстера. Центральным элементом работы является теория исполнительской интерпретации, которой посвящен второй раздел. На основе данных современных научных исследований анализируются универсальные основы музыкально-исполнительской деятельности, соотношение преднамеренного и непреднамеренного начал в интерпретации, истоки ее индивидуального своеобразия, художественные и процессуальные начала артистизма.  Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исполнительских факультетов художественных вузов и может быть использовано в курсах по методике обучения игре на инструменте (по всем видам инструментов), при подготовке выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций.

Липаев, Иван Васильевич

История музыки : учебное пособие / И. В.  Липаев .- 3-е изд., стер.-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки; Москва; Краснодар, 2021.- 352 с.- 12+

ISBN  978-5-8114-8846-9; ISBN  978-5-4495-1625-1

Липаев Иван Васильевич (1865-1942) - тромбонист, педагог, музыкальный критик, литератор и общественный деятель, основа­тель Общества взаимопомощи оркестровых музыкантов. Данная книга основана на лекциях по истории музыки, которые Липаев читал в Саратовской консерватории. Пособие предназначено для преподавателей и студентов музы­кальных вузов и ссузов, а также будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся историей музыки.


Логинова, Лариса Николаевна

Современное сольфеджио: теория и практика : учебное пособие / Л. Н. Логинова .- 2-е изд., стер.-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021.- 209, [1] с. : ноты -12+

ISBN 978-5-8114-8512-3 (Лань); ISBN  978-5-4495-1531-5 (Планета музыки); ISBN 979-0-66005-627-1 (Планета музыки)

Читатель узнает о природе музыкального слуха и свойствах музыкального восприятия, ознакомится с новейшими исследованиями ученых психологов и наблюдениями музыкантов над характером слуховой активности в общении с музыкой. В ней авторская концепция воспитания музыкального слуха раскрывается в связи с эволюцией сольфеджио в истории европейского музыкального образования. Книга предназначена для музыкантов и педагогов, работающих в системе специального и общего музыкального образования, а также для студентов музыкальных вузов.

Сакмаров, Илья Олегович

Современная музыка. На пути к новой классике / И. О. Сакмаров .- 3-е изд., стер.-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки; Москва; Краснодар, 2021.- 134 с. : ил.

ISBN  978-5-8114-7597-1 в пер. Лань; ISBN  978-5-4495-1344-1 Планета музыки; ISBN  978-5-4495-1344-1

Как вы думаете, чем современная музыка отличается от классической? Что важнее – экономика или культура? Кто такие музыкальные продюсеры? Что общего у диджеев и дирижёров? Представьте, что аудиозапись прошла такой же путь, как кинематограф, который отделился от театра еще в начале XX века. Допустите мысль, что золотой век современного музыкального искусства еще не наступил – и название книги не покажется вам парадоксальным.

Теплов, Борис Михайлович

Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов .- 3-е изд., стер.-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки; Москва; Краснодар, 2021.- 486, [1] с. : табл., нот.

ISBN  978-5-8114-7085-3 Лань; ISBN  978-5-4495-1186-7 ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; ISBN  978-5-4495-1186-7; ISBN  979-0-66005-453-6

 

В книге раскрываются психологические особенности музыкального переживания. Дается анализ музыкальной одаренности, ощущения музыкального звука, чувствительности к различению высоты звука, абсолютного слуха, мелодического слуха и ладового чувства, гармонического слуха, музыкальных слуховых представлений, чувства ритма и музыкальных способностей. Издание адресовано педагогам и учащимся музыкальных учебных заведений и всем, интересующимся данной темой.

Теплов, Борис Михайлович

Психология музыкальных способностей : учебное пособие для СПО / Б. М. Теплов .-Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки; Москва; Краснодар, 2021.- 486, [1] с. : табл., нот.- (Среднее профессиональное образование ).

ISBN  978-5-8114-6104-2; ISBN  978-5-4495-0904-8; ISBN  979-0-66005-719-3

В книге раскрываются психологические особенности музыкального переживания. Дается анализ музыкальной одаренности, ощущения музыкального звука, чувствительности к различению высоты звука, абсолютного слуха, мелодического слуха и ладового чувства, гармонического слуха, музыкальных слуховых представлений, чувства ритма и музыкальных способностей. Издание адресовано педагогам и студентам средних специальных учебных заведений и всем, интересующимся данной темой.

Тилес, Борис Яковлевич

Дирижер в оперном театре : учебное пособие / Б. Я. Тилес .- 2-е изд., доп.-Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021.- 160 с. : ил., ноты - 12+

ISBN 978-5-8114-5190-6 (Лань); ISBN 978-5-4495-0564-4 (Планета музыки); ISBN 979-0-66005-564-0 (Планета музыки)

В данной работе, написанной почти полвека назад, автор делает попытку систематизировать и обобщить многочисленные, в том числе спорные, проблемы оперного дирижирования. Большое внимание уделяется исполнительскому анализу различных сцен и фрагментов опер. Поскольку в книге устанавливаются некоторые принципиальные положения, которыми должен руководствоваться оперный дирижер, она может служить также методическим пособием для молодых музыкантов, готовящихся к работе в оперном театре.

Цалер, Игорь Владимирович

100 легенд рока : живой звук в каждой фразе / Игорь Цалер ; оформление художника Е. Ю. Шурлаповой. - Москва : Центрполиграф, 2021. - 542, [2] с. : ил. – 16+

 ISBN  978-5-227-09260-1

На споры о ценности и вредоносности рока было израсходовано не меньше типографской краски, чем ушло грима на все турне Kiss. Но как спорить о музыкальной стихии, которая избегает определений и застывших форм? Описанные в книге 100 имен и сюжетов из истории рока позволяют оценить мятежную силу музыки, над которой не властно время. Под одной обложкой и непререкаемые авторитеты уровня Элвиса Пресли, The Beatles, Led Zeppelin и Pink Floyd, и «теневые» классики, среди которых творцы гаражной психоделии The 13th Floor Elevators, культовый кантри-рокер Грэм Парсонс, признанные спустя десятилетия Big Star. В 100 историях безумств, знаковых событий и творческих прозрений - весь путь революционной музыкальной формы от наивного раннего рок-н-ролла до концептуальности прога, тяжелой поступи хард-рока, авангардных экспериментов панк-подполья. Полезное дополнение - рекомендованный к каждой главе классический альбом.

Январь-Март

Мазур, Людмила Николаевна

Советские фильмы о деревне: опыт исторической интерпретации художественного образа : монография / Л. Н. Мазур, О. В. Горбачев ; Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина . - Москва : РОССПЭН, 2022. - 350 с. : ил., табл., цв. ил.

ISBN  978-5-8243-2481-5

Монография посвящена теоретическим и методическим вопросам изучения советского художественного кинематографа как уникального источника по истории российской деревни в XX веке. Рассмотрены проблемы анализа и интерпретации аудиовизуальных источников, раскрыта история советского кинематографа в контексте используемых кинематографистами подходов к отражению советской реальности, проведен анализ фильмографии о деревне. На основе использования методов количественного и качественного анализа фильмов советского периода проведена реконструкция основных сюжетов сельской истории. Особое внимание уделено изучению влияния художественного кинематографа на формирование исторической памяти новых поколений. 

Рыжинский, Александр Сергеевич

Хоровая музыка послевоенного авангарда : Италия, Германия, Франция : монография /                    А. С. Рыжинский . - Москва : Музыка, 2021. - 326, [1] с. : ил., ноты, портр.

ISBN 978-5-7140-1430-7

Монография посвящена изучению феномена хоровой композиции авангарда второй волны на примере творчества выдающихся мастеров Италии, Германии и Франции. Тесно связанное с типичной для Дармштадта атмосферой эксперимента, поиска новых, неожиданных музыкальных решений послевоенное поколение композиторов, представленное именами Л. Ноно, П. Булеза, К. Штокхаузена, Л. Берио, М. Кагеля, Д. Лигети, Я. Ксенакиса, Б. Мадерны, смогло сохранить интерес к такому внешне традиционному жанру, как хоровая музыка, значительно расширив его выразительные возможности. Вместе с типичными для исследований, посвящённых хоровой композиции, проблемами взаимодействия слова и музыки, вопросами фактурного устройства сочинений в монографии впервые комплексно изучается проблема расширения приёмов вокальной артикуляции. Общность используемых в хоровых сочинениях западноевропейских композиторов фактурных и тембровых приёмов, единство механизмов организации вербальных (фонемных) рядов и принципов взаимодействия слова и музыки позволяет сегодня рассматривать творчество мастеров «поколения Дармштадта» в качестве целостного явления музыкальной культуры прошлого столетия, во многом определившего ключевые направления эволюции современного хорового письма.

Финдейзен, Николай Федорович

Дневники, 1920-1924 / Н. Ф. Финдейзен ; расшифровка рукописи, исследование, комментирование, подготовка к публикации М. Л. Космовской  . - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2021. - 478, [1] с. : [24] л. ил., цв. ил., портр., факс.

ISBN  978-5-86007-971-7

Пятый том дневников Н. Ф. Финдейзена 1920 - 924 гг. дает информацию о его деятельности за первые мирные годы советской власти и отражает взгляд петербургского интеллигента на происходящие события: состояние российского социума в условиях послереволюционной и послевоенной разрухи, новой экономической политики, диктатуры пролетариата и атеистической борьбы. Дневники раскрывают факты истории и восприятия ее событий, причем не только Н. Ф. Финдейзена но и его соратниками, как на ниве музыкального просвещения и образования, так и на службе в Музыкальном отделе Наркомпроса и в Музее Петроградской филармонии, в Археологическом институте и единой трудовой школе, отражая процесс адаптации музыканта и самоутверждения в новой политической и экономической обстановке первой половины 1920-х гг.

https://www.traditionrolex.com/46