Его поэзия стала новым словом в советской литературе

https://www.traditionrolex.com/46

Его поэзия стала новым словом в советской литературе 18.01.2021
Сегодня отмечается 110 лет со дня рождения Саляма Галимова - видного поэта XX столетия, активного реформатора башкирской поэзии. К сожалению, жизнь отпустила ему совсем немного. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, успев сказать очень многое.

Отделом рукописей и редких изданий подготовлена тематическая виртуальная выставка, посвященная творчеству поэта Галимова Саляма.

Галимов Салям начал печататься с 1929 года. В 1932 году был вышел первый сборник стихов «Тревога». В стихотворении «Республика иртәhе» (1935; «Утро республики») создал лирический портрет Башкортостана. В 1935 году написана поэма «Өс йыр» («Три песни»), в 1936 году – «Шоңҡар» («Кречет»), 1939 году – «Бала» («Дитя»). Последнее произведение литературоведы считают новым словом в советской поэзии того времени.

Поэт перевел на башкирский язык произведения А.С.Пушкина («Цыганы», «Сказка о золотом петушке»), М.А.Светлова («Гренада»), М.Ильина «Который час? Рассказы о времени» и др. Кроме того, уделял большое внимание сбору башкирского устного народного творчества. Записал варианты эпосов “Бабсаҡ менән Күсәк” “Бабсак и Күсяк”, “Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу”, “Кузкүрпяс и Маянхылу”, “Ҡунгыр буга” и другие фольклорные произведения. Он являлся составителем книги “Башҡорт совет халыҡ йырҙары” (1939; “Башкирские советские народные песни”).

Галимов Салям активно сотрудничал с республиканскими периодическими изданиями. Его произведения и публикации часто издавались на страницах таких газет и журналов, как “Октябрь”, “Трактор”, “Ленинсы” (“Ленинец”), “Ҡыҙыл Башҡортостан” (“Красная Башкирия”) и др., некоторые из которых представлены на нашей виртуальной выставке.

Приглашаем всех желающих посмотреть эту выставку в подразделе “Виртуальные выставки” (раздел «Проекты http://vistavki.bashnl.ru/index.php/nggallery/virtualnye-vystavki/shi-ri-t-sho-ary-limov-s-l-mde-tyuyuyna-110-jyl, на Ютуб-канале:  http://ebook.bashnl.ru/dsweb/View/ResourceCollection-241.

Книги размещены в электронной библиотеке: https://www.youtube.com/watch?v=iQLcnLz1uzM.

Фотогалерея: http://www.bashnl.ru/proekty/fotogalereya/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=534.

Информация на башкирском языке: http://www.bashnl.ru/bash/novosti/7909/.

Информация:
Салям Галимович Галимов (литературный псевдоним Г.Салям) родился 18 января 1911 года в деревне Тягешево (Таскино) Шадринского уезда Пермской губернии, ныне Большое Таскино Сосновского района Челябинской области, в семье указного муллы. К 13 годам Салям закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками окончил среднюю школу. Именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. В школе он принимал активное участие в выпуске школьной стенгазеты, где публиковались его стихи и заметки. В старших классах Салям редактировал школьный литературный журнал.

После окончания школы в 1928-1930 годах будущий поэт работал учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, являлся комсомольским вожаком и активным селькором, участвовал в организации первых колхозов. В эти годы в республиканских газетах начали появляться заметки и первые стихи Саляма.

В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить литературное образование привело Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Во время учебы ярко и полно раскрылся его незаурядный литературный дар. В этот период он создал такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитую поэму «Сокол». Свои творения он начинает подписывать псевдонимом Г.Салям.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Г.Салям становится один из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм, синтез различных традиций составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году поэт работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Саляма направили в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. В Ленинграде Салям Галимов успешно учился, удивляя своих коллег трудолюбием, умением гармонично сочетать научную работу с литературной деятельностью. Но, к несчастью, он тяжело заболел менингитом и неожиданно скончался 19 июля 1939 года. В газете «Вечерний Ленинград» был помещен некролог, написанный классиком советской литературы Николаем Тихоновым.

Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. Всего за десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека, поднял вопрос об ответственности автора.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых». Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Одним из первых башкирских поэтов Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, империалистической агрессии. В конце 30-х годов Г. Салям создал широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспел высокие гуманистические идеалы, предсказывал светлое будущее страны и народа. Занимался он и переводами - талантливо перевел на башкирский язык поэмы «Цыгане» Александра Пушкина и «Гренада» Михаила Светлова.

Крупнейшим поэтическим произведением Г.Саляма была его большая поэма «Бала» («Дитя»). В ней автор сознательно и бесстрашно обратился к актуальным для своего времени темам. К сожалению, как считал Газим Шафиков, неоправданно большой размер этой воистину «эпохальной» поэмы, в yщерб поэтичности, поневоле привел к длиннотам и некоторой повествовательности. Тем не менее она имела широкий резонанс. Ею зачитывались и стар и млад, изучали в школах, вузах и техникумах. Поэма стала не только литературным, но и заметным общественно-политическим явлением. Ее считали новым словом во всей советской литературе.

Замечательный башкирский литературовед и критик Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он особо выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана глубоким лиризмом. К сожалению, эта поэма (как и многие другие), так и осталась не переведенной на другие языки.

Большим другом Г.Саляма был Баязит Бикбай, посвятивший ему свое стихотворение «Жизнь».

В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска, которая говорит о том, что здесь когда-то проживал башкирский поэт Г.Салям.

С недавнего времени вновь появилась литературная премия имени Г.Саляма, учредителем которой стала администрация Сосновского района Челябинской области.

Возврат к списку

https://www.traditionrolex.com/46