Сказочный витраж ищет свою пару

Сказочный витраж ищет свою пару К историческим находкам, обнаруженным в Центре детского чтения, прибавилась еще одна – цветной витраж с изображением сказочных героев.

Витраж находится в одном из коридоров Центра, представляет собой высокое панно в металлической оправе с инкрустированными в нее цветными стеклами. Вся композиция изображает на одной половине Кота в сапогах, на другой – сказочную царевну с Жар-птицей в руках.

Как рассказывает Гизатуллина Елена Александровна, директор Республиканской детской библиотеки БАССР в далекие 70-80-е годы, а также свидетели тех времен, витражей было два. Помимо вышеописанного, был другой, который изображал Мальчика и Девочку с распахнутой книгой.

Подготовка витража было инициативой Детской библиотеки. Как утверждает Елена Александровна, для его создания разрабатывались и утверждались специальные эскизы. Были задействованы мастера из того Художественного фонда республики, которые писали картины на стенах библиотеки. Проект витража был утвержден в 90-е годы, когда производство в стране терпело экономический кризис. А готовил витраж Московский стеклодувный завод, который, несмотря на сложную ситуацию в стране, не отказал в просьбе башкирским библиотекарям. Вполне возможно, что это была одна из последних его работ. При создании витража происходила заливка металлических рам жидким цветным стеклом. По словам специалистов, витраж в технике жидкое стекло – один из самых красивых вариантов среди витражей, выпуклый, яркий и сверкающий. Это подтверждает и сохранившееся творение в Центре, в оправе из металла рельефное литое стекло выглядит до сих пор живым, горячим и мягким.

Известный башкирский художник, живописец Алексей Петриков дает свой профессиональный комментарий по технике данной работы.

– Данный витраж является памятником эпохи, может быть, даже раритетом. Сегодня такая техника не применяется в художественной практике. Технология изготовления витража очень сложная. Сначала создается рисунок будущего витража с пониманием того, что он будет из толстого стекла, толщина которого примерно 3 см. На первый взгляд, этот рисунок доведен до очень простых форм, если не сказать, до грубых, но стекла должны создать будущий рисунок, чтобы угадывалась композиция или сюжет среди простых крупных конфигураций. Изготавливается металлический каркас с небольшими ячейками, в которые укладываются соответствующему рисунку стекла. Далее между ними кладется дополнительная арматура, происходит заливка бетоном. После чего бетон тонируется в черный цвет, а само стекло отмывается.

Работа трудоемкая в том смысле, что здесь не происходит обычная нарезка стекол. Вся работа проходит на стеклодувном заводе, где по утвержденному рисунку в заготовки из полосок металла заливается густое расплавленное, тягучее как мед, стекло нужного цвета. Отливки в холодном виде упаковываются и везутся на место установки витража. И уже на самой точке цветное стекло по номерам раскладывается в композицию.

По словам Алексея Петрикова, ввиду большой трудоемкости работы вряд ли еще будет создан подобный витраж.

– О художественной ценности витража, конечно, можно спорить. Также нельзя сказать, насколько эта работа уникальна, но тем не менее витраж занимает свое место в ряду художественных достижений республики. Ведь необходимо учесть тот период, когда он создавался. Проект обязательно принимался коллегией художников, утверждался серьезными инстанциями. Значит, можно делать вывод, что на тот момент он являлся художеством. Сегодня в связи с современными технологиями арт-достижения являются более продвинутыми. Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что в настоящее время эта техника совершенно отсутствует в нашей палитре работ, которую мы можем предложить городу.

К примеру, у нас, в республике, как уверяет Алексей Александрович, в данной технике работал Заслуженный художник Российской Федерации Эрнст Миниахметович Саитов. Если широкому кругу людей художник известен как живописец, то Алексей Петриков рассказывает еще об этом уникальном жанре мастерства Саитова – изготовлении цветного витража из литого стекла. Свидетелем создания мастером подобных шедевров и был сам молодой Петриков. Как оказалось, техника изготовления витража в Центре детского творчества сродни работе в кинотеатре «Искра», цветной фасад которого в прошлом был создан руками маэстро. Также подобный витраж украшал столичные Дворец культуры «Синтезспирт», Дворец бракосочетаний. В советское время и московский кинотеатр «Октябрь» на Арбате радовал своих почитателей той же красотой.

Стоящий ныне в темном коридоре Центра витраж со сказочными героями малодоступен взгляду уфимцев. Ведь изготовленные парные витражи предназначались для установки вместо окон при входе в здание. При его создании предполагалось, что солнечные лучи, проходя сквозь стекло, каждый день будут создавать в центральном холле библиотеки игру цвета. По словам Алексея Петрикова, полное звучание витража в коридоре не раскрывается ввиду того, что с его обеих сторон отсутствует хорошая подцветка, играющая главную роль в этом театре световых гамм. К сожалению, в силу сложной экономической ситуации в стране задумка не удалась. Во времена перемен первая часть витража была передана в одну из многочисленных библиотек города, а на этом, к сожалению, ее следы теряются, вторая осталась в Детской библиотеке, ныне в Центре детского чтения.

Вполне возможно, что такая красота и сегодня украшает какой-либо детский или подростковый центр либо станцию. Но библиотекари не теряют надежду, что витраж, задуманный как парный, еще обретет свою вторую половину.

Возврат к списку



Яндекс.Метрика