Тайна кода «тридцати трех богатырей»

Тайна кода «тридцати трех богатырей» Библиотека не перестает удивлять своих читателей новшествами в своей жизни. В подвалах книгохранилищ обнаруживаются редкие рукописи, открываются новые имена в библиотечных коллекциях. Но сегодня Центр детского чтения преподнес всем любителям прекрасного еще один сюрприз. В залах Центра под осыпающейся краской обнаружена бесценная находка – картины, принадлежащие кисти известного художника Владимира Батищева.

По словам Гизатуллиной Елены Александровны, директора Республиканской детской библиотеки БАССР в далекие 70-80-е годы, и сотрудников Центра, эти творения мастер со своей командой молодых художников создавал еще в далекие 70-е годы прошлого столетия, когда Центр только-только учреждался в виде Детской библиотеки. От прошлой жизни сегодня сохранилась лишь одна картина «У Лукоморья» – предисловие Александра Пушкина к поэме-сказке «Руслан и Людмила», находящаяся в Читальном зале для младших школьников. Остальные картины остались под белилами и красками при ремонте здания Центра в начале 2000-х годов.

Судя по старым фотоальбомам по творчеству Центра, а также по открывающимся изображениям под осыпающейся краской, на одном из полотен изображены подростки –всадник, скачущий под радугой, и его сверстники на летнем лугу около горного озера, на другой – те же молодые люди теперь уже у горной реки играют на свирели и курае. Картины относятся к парному изобразительному произведению, можно сказать, это своего рода даже диптих, так как на той и на другой картине изображены одни и те персонажи, а сами полотна объединены общей идеей и сюжетом. Это подтверждает и Елена Александровна, и озвучивает нам название картины – «Молодость», так, как назвали ее сами молодые художники, среди которых и были Батищев с Филатовым.

Фотографии из альбомов сохранили часть изображений на картинах, но само полотно, некогда написанное на стене Читального зала 5-9 классов, сегодня полностью скрыто под толстым слоем краски. А в Зале краеведения (в прошлом это нотно-музыкальный отдел) обнажившийся кусок второго полотна под осыпающейся штукатуркой открывает кроны развесистых деревьев на картине.

Сотрудники Центра уверяют, что и в холле Центра под обоями имеются картины кисти Батищева и его коллег. В частности, при входе в Центр на коллаже с левой стороны гостей встречали персонажи из Уральских сказов Бажова, центральной фигурой которого была Медной горы Хозяйка, справа были изображены Три мушкетера Дюма и Алые паруса Грина.

– Картины были написаны красками на восковой основе. Для того, чтобы освежить изображения, достаточно было протереть их влажной тканью, – рассказывает Елена Александровна. – Мы попросили художников написать картины такой техникой, чтобы при минимуме затрат они всегда оставались свежими, а краски не выцветали. Применение этого особого способа при создании полотен было специальным предложением и подарком художников нашим детям.

Известный художник Владимир Батищев, руководитель данного проекта, ныне живущий в Москве, подтверждает слова Елены Гизатуллиной. Владимир Яковлевич утверждает, что данную краску трудно чем-либо замазать. В частности, он прав, осыпающиеся белила подтверждают, что картины под нею сохранились. Но, к сожалению, к сырости и плесени краска малоустойчива.

Единственное сохранившееся полностью изображение «У Лукоморья», некогда бывшее ярким и солнечным, сегодня находится едва ли не в плачевном состоянии. Образовавшаяся влага у потолков разрушает краску на изображениях: град князя Гвидона покрывается темными полосами, золотая краска на венце Царевны-Лебеди осыпается, а образовавшаяся трещина на стене грозит лишить Старуху из «Золотой рыбки» не только корыта. Мелкие трещины на Дубе Зеленом подкрадываются и к его хранителю – к Коту Ученому, и к Бабе-Яге в ступе.

Но именно в этой картине, как уверяет Гизатуллина, закодирована одна тайна. В лицах богатырей, вышедших из моря, запечатлены черты самих художников. А это значит, что с картины на нас глядят молодые художники, озорная шутка которых может открыть нам свой секрет уже в XXI веке.

К сожалению, осыпающийся румянец на лицах богатырей обезображен самодеятельной реставрацией неравнодушных к полотну людей. Разумеется, попытка сохранения красоты – похвально, но неравнодушие должно быть еще и профессиональным. В связи с этим сотрудники библиотеки обращаются к авторам картин, к художникам, сотворившим такие замечательные вещи, с предложением о реставрации своих творений.

Возврат к списку



Яндекс.Метрика