К 140-летию со дня рождения классика башкирской литературы

https://www.traditionrolex.com/46

29.07.2020
Отдел башкирской литературы и краеведения совместно с Ассоциацией Библиотек Башкортостана представляет вниманию своих читателей виртуальную выставку «Башкирский фольклор в творчестве народного поэта Мажита Гафури», посвященную 140-летию со дня рождения классика башкирской и татарской литературы, народного поэта БАССР, фольклориста и драматурга Мажита Гафури.

Виртуальная выставка опирается, в первую очередь, на эпос «Заятуляк и Хыухылу», обработанный Мажитом Гафури в 1920-х гг. Выставка представляет раритетное издание данного эпоса, опубликованное в 1910 году на старотюркском языке. Читателям будет небезынтересны публикации эпоса «Заятуляк и Хыухылыу» 1927, 1987 гг. издания, современные издания, среди которых альбом «Мажит Гафури. Жизнь и творчество» (сост. З.Я.Шарипова. Уфа, Китап, 2005), справочник «Мажит Гафури. Писатели земли башкирской» (Уфа, Китап, 2006), а также литература о творчестве поэта: «Сравнительное изучение вариантов и литературных версий башкирского народного эпоса «Заятуляк и Хыухылу» (Ахмадрахимова О.В., Уфа, Башкирская энциклопедия, 2018), «Башкирское народное творчество» (Том.1. Эпос. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1987).

Сведения о классике башкирской литературы.

Мажит Гафури родился 20 июля (2 августа - по старому стилю) 1880 года в многодетной семье хальфы (учителя) в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне - Гафурийский район Республики Башкортостан). Согласно родословной, опубликованной в 1960 году академиком Р.Г. Кузеевым в научном труде «Башкирские шежере», Мажит Гафури происходил из башкирского рода кальсер-табын.

С детства проявлял большие способности в учебе. В 1898 году поступил учиться в медресе знаменитого Зайнуллы-ишана. С 1904 года учился в Казанском медресе «Мухаммадия», в 1906 году возвратился в Уфу и продолжил учебу в известном медресе «Галия». Он в подлиннике читал Омара Хайяма, Фирдоуси, Рудаки, Низами и других классиков Востока, изучив под руководством отца арабский и древнеперсидский языки.

Исследователи литературного творчества народного поэта БАССР Мажита Гафури отмечают его многогранность. При этом они большое внимание уделяли изучению отношения классика башкирской и татарской литературы к социальному неравенству и несправедливости.

В то же время в своем творчестве Мажит Гафури неоднократно обращался к башкирскому фольклору. И вопросы истоков зарождения его интереса к башкирскому фольклору и влияния фольклора на творчество писателя недостаточно освещены. Ярким примером искреннего и неподдельного внимания к башкирскому фольклору проявляется в его обращении к эпосу «Заятуляк и Хыухылу». Писателем был записан и литературно обработан один из самых полных вариантов эпоса. При обработке эпоса Мажит Гафури использовал слова и традиции восточного стихосложения, тем самым придав ему неповторимую поэтичность. В этом и состоит величайшая заслуга башкирского писателя Мажита Гафури.

Под влиянием народного фольклора Мажит Гафури написал несколько рассказов, среди которых самыми известными являются «На берегу Белой», «Девушка-булгарка Айсылыу».

Большую популярность в народе завоевали басни Мажита Гафури. Используя традиционный иносказательный народный юмор через аллегории образов зверей, писатель написал яркие сатирические басни.

Виртуальная выставка «Башкирский фольклор в творчестве народного поэта Мажита Гафури»: http://vistavki.bashnl.ru/index.php/nggallery/virtualnye-vystavki/bashkirskij-folklor-v-tvorchestve-narodnogo-poeta-mazhita-gafuri.

Возврат к списку

https://www.traditionrolex.com/46