«…Из прошлого к будущему…»

https://www.traditionrolex.com/46

«…Из прошлого к будущему…» 08.04.2016
В канун проведения Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект», посвященной 180-летию Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан, в залах библиотеки открылись две персональные выставки уфимских художников – Фарида Гильмиярова и Ралифа Ахметшина.

Выставка «Облик старой Уфы глазами архитектора и фотохудожника Фарида Гильмиярова» представлена в галерее Центрального корпуса (ул. Ленина, 4). Этот проект сотворен руками известного мастера фотографии, члена Союза фотохудожников РБ и члена Союза архитекторов СССР вышеуказанного художника. Проект удостоен гранта Главы Республики Башкортостан.

В дни работы конференции маэстро ознакомил участников симпозиума с экспозицией фотовыставки, «провел» гостей по старинным улочкам Уфы, где когда-то играла ажурная вязь на окнах деревянных и каменных купеческих домов, показал свою «фотодокументальную историю» строительства современных архитектурных объектов Уфы – галереи «Арт», Конгресс-холла и других исторических объектов города.

Побывали гости конференции и во втором корпусе Национальной библиотеки, расположенном по ул. Октябрьской революции, в доме 10, в красивом старинном здании-доме купца Федора Чижова, являющемся сегодня памятником архитектуры XIX столетия. Здесь представлена персональная выставка члена Союза художников России и Республики Башкортостан Ралифа Ахметшина «Дорога домой…».

Фарид Гильмияров родился и вырос в небольшой деревне в Караидельском районе. Еще в детстве он отличался талантом живописца, рисовал в школьной газете, писал портреты классиков. Отслужив в армии, поступил на архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института.

Будущему художнику-архитектору фотоаппарат ФЭД-2 был подарен старшим братом, причем совершенно неожиданно, как говорит сам мастер. Ближе с фотоискусством Фарид Зайнуллович познакомился будучи студентом института, когда начал работать для студенческой газеты института. Как способного фотографа его заметили после того, когда Фарид со своей группой съездил на обмерочные работы – будущие архитекторы обмеривали старинную церковь, рисовали, фотографировали. Кто-то из старших товарищей, увидев хорошие кадры с поездки, посоветовал также отнести их и в газету. Так начался его путь фотокорреспондента, с выездом в командировки по Куйбышевской области. Его фотографии охотно печатали многие газеты, в том числе и областные, затем фотохудожник стал делать целые фоторепортажи и одновременно писать к ним заметки.

Еще на 3 курсе Фарид Гильмияров участвует в фотоконкурсе института среди студентов и преподавателей и занимает третье призовое место. Участие в следующем конкурсе принесло молодому фотохудожнику уже первую премию – фотоаппарат «Зенит-Е». На защите диплома представители периодических изданий приглашают его работать в центральную областную газету «Волжская коммуна» с предоставлением фотостудии, аппаратуры. Однако молодой специалист отказывается от этого заманчивого предложения и начинает работать в проектном институте архитектором. Тем не менее он не бросает свое любимое занятие, его фотографии регулярно украшают полосы газет и журналов.

Фарид Гильмияров вернулся в республику в 1987 году, в столице начал работать в управлении архитектуры столицы.

К строительству одного из самых красивых зданий в Уфе – Уфимского государственного татарского театра «Нур» – Фарид Гильмияров имеет самое непосредственное отношение. Его эскиз-идея проекта тогда еще строящегося в 1997 году здания театра была принята в качестве основной для дальнейшей разработки, благодаря чему театр «Нур» в будущем стал архитектурным памятником и украшением столицы Башкортостана. В дальнейшем проект здания был удостоен второй премии на лучший проект года Союза Архитекторов Башкортостана.

Первая фотовыставка Ф.Гильмиярова, прошедшая в Уфе в 2001 году, произвела фурор как среди художников, так и среди фотографов. «Вы не фотограф, вы художник», – говорили и те, и другие. Ведь, по словам фотографов, очень сложно работать с теми фотографиями, которые печатаются на пленке. В печать идет то изображение, какое было зафиксировано на пленке в момент нажатия кнопки. И саму пленку во времена печатной аппаратуры было невозможно кадрировать.

Этот феномен мастер объясняет так: «Самое ценное в кадре – идея и композиция. Композицию надо строить так, чтобы она была завершенной, очень гармоничной. Благодаря тому, что я, как архитектор, умел это делать, то есть строить композицию кадра, правильно выбирать точку съемки, вовремя поймать момент и щелкнуть створом, наверное, поэтому удавались фотографии. В этом и есть суть фотографирования».

Сегодня Фарид Гильмияров – один из самых известных художников Башкортостана. В его коллекции кроме фотографий с видами республики можно увидеть необычайной красоты пейзажи башкирской природы. Каждый снимок автора – настоящая картина.

Ралиф Ахметшин, о выставке которого было сказано выше, также является одним из самых ярких и самобытных художников республики, представителем школы современной реалистической живописи. В экспозиции представлено более сорока полотен, где романтические городские пейзажи соседствуют в гармонии с картинами природы родного края.

Ралиф Ахметшин, так же, как и его коллега Фарид Гильмияров, родился в живописном Караидельском районе Башкортостана, и любовь к красоте родной природы впитал с молоком матери. Однако большую часть жизни художник прожил в Уфе и всегда любил рисовать. После школы Ралиф успешно окончил авиационный институт, отслужил в армии. И все же лирика художника одержала победу над прагматичной физикой. Ралиф Ахметшин поступил на вечернее отделение художественной школы № 2 (преп. В.В.Кириченко), а затем в Уфимское училище искусств (преп. Г.Г.Калитов, Р.М. Шафиев), параллельно работал художником-декоратором в Башкирском театре оперы и балета.

С 1990 года художник Ралиф Ахметшин – активный участник республиканских, всероссийских и международных выставок. Работы художника хранятся в коллекциях российских музеев и в частных коллекциях в Европе, Америке и Китае.

Уникальность выставки, представленной в Национальной библиотеке, состоит в том, что экспозиция практически полностью составлена из фонда частного собрания известного уфимского коллекционера Андрея Борецкого.

Выставки уфимских художников Фарида Гильмиярова и Ралифа Ахметшина будут работать до середины мая.  

Вход свободный.

С видами с выставки можно ознакомиться в Фотогалерее сайта http://www.bashnl.ru/o-biblioteke/fotogalereya/248/.


Возврат к списку

https://www.traditionrolex.com/46